102. ГОЛОВКА АФРОДИТЫ ИЗ СОБРАНИЯ ГОЛЕНИЩЕВА
Инв. I 1a 3003
Александрия, Египет. III в. до н.э.
Мрамор белый крупнозернистый с желтоватой патиной; следы красной краски
В. 14,8; Ш. 9; Т. 11
утрачен кончик носа, крупный скол на подбородке и на обломе шеи спереди; поверхность волос оббита; мелкие сбои и царапины
до 1911– собрание В.С. Голенищева; с 1911 – ГМИИ
Сидорова, 1960 (2). С. 50–51, с. 50 (ил.); Античная скульптура, 1987. С. 47, № 12
Небольшая мраморная головка из собрания В.С. Голенищева принадлежала статуэтке Афродиты – популярнейшей богини эпохи эллинизма. Овальное лицо благородной формы имеет крупные черты, трактованные тонко и мягко, перетекающими объемами. Высокий лоб обрамлен расчесанными на прямой пробор волосами, стянутыми сзади в пучок и увенчанными повязкой; глубоко посаженные глаза с «тающим взглядом» смотрят несколько остраненно. В стиле исполнения памятника прослеживается дальнейшее развитие линии Праксителя, влиятельнейшего греческого скульптора 370–330-х до н.э., отраженной в ряде его дошедших в копиях женских статуй, и в частности в знаменитой Афродите Книдской (Paus. III. 2. 1). Головка слегка склонена к левому плечу; при всей своей классической строгости, она камерна и обаятельна. Хорошо сохранились следы раскраски – веки подчеркнуты красными дужками; обозначены приподнятые вверх радужки со зрачками, что придает изображенной печать меланхолии. Красная краска сохранилась также на волосах и на губах. Образ тонок и лишен открытой чувственности, свойственной многим изображениям Афродиты эпохи эллинизма. Александрийское происхождение головки очевидно в ее общей структуре, посадке и даже чуть меланхоличном выражении рта, о чем говорит ее сопоставление хотя бы с головкой в диадеме из музея в Александрии1.
Л.И. Акимова
________________
1 Kyrieleis, 1975. Taf. 38, 1–2 (D 5), S. 171 (В. 17). Но опять, как в случае с «головой Голенищева», обращает на себя внимание более высокое качество работы, в данном случае выдающееся по тонкости для александрийской школы.