101. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ГОЛОВА БОГИНИ ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
Инв. I 1а 2955
Александрия, Египет. Конец IV – начало III в. до н.э.
Мрамор белый крупнозернистый
В. 54; Ш. 28; Т. 28
теменная часть и затылок срезаны; на шее справа глубокая трещина, вдоль нее мелкие сбои; небольшие сколы и потертости; сверху на голове прямоугольное углубление; старая антикварная подтеска областей вокруг волос на лице
до 1911 – собрание В.С. Голенищева (приобретена им в Ахмиме, Египет); с 1911 – ГМИИ
Кобылина, 1936. С. 149–156; Блаватский, 1939 (2). С. 168–169, ил. 148; Сидорова, 1960 (2). С. 51–52; Античная скульптура, 1987. С. 44–45, № 10
Мраморная женская голова из собрания В.С. Голенищева – виднейший памятник античной коллекции Музея. Она больше натуральной величины и явно принадлежала представительной женской статуе, сделанной из разных частей: возможно, мраморная голова венчала мраморный же (или высеченный из другого камня) торс, с накладными деталями. Голова также была увенчана неким отдельно исполненным убором – или диадемой, или короной, или покровом, поскольку в ней есть следы крепления: из-под убора виднелись только мочки ушей и узкая волна обрамляющих волос.
Черты лица лишены конкретики, они маложенственны и строги1; идеальный образ ассоциируется более всего с Афродитой; линия лба и носа почти продолжают друг друга; подбородок тонко очерчен, шея крепкая, столпообразная и несколько грубоватая. Голова склонена к правому плечу и, вероятно, в первоначальном виде соответствовала повороту ног влево, как то было принято в позднеклассической иконографии.
Заметна явная гиперболизация внутренней сути модели, акцент на ее внешнем величии. По устному мнению видного американского антиковеда Дитриха фон Ботмера (1983), изображена царица Береника I (340–274 до н.э.)2, супруга царя Египта Птолемея I Cотера (367–283 до н.э.); отсутствие прямых портретных черт скорее говорит о представлении здесь божества. Моделировка форм суммарная – гладкими широкими плоскостями, порой угловато переходящими друг в друга, без внимания к более глубокой дифференциации рельефа. Глаза крупные, с затененным глазным яблоком, долженствующие передавать «тающий взгляд».
Вероятно, памятник был найден поврежденным, и с целью придания ему «совершенного» вида поверхность вокруг лба и висков с правой стороны была подтесана, с дальнейшей подшлифовкой, примерно на глубину 1,5 см3.
Первоначальный вид статуи, которой принадлежала голова, сейчас трудно представить, но, исходя из принципов раннеэллинистической скульптуры, можно думать, что это была фигура задрапированной богини (или, что менее вероятно, обожествленной царицы), больше натуральной величины, стоявшая, скорее всего, в святилище или храме. Работа – александрийская, судя по многочисленным аналогиям таких специфических черт, как форма головы, ее поворот и наклон, «деревянность» шеи, характер обработки бюста, предназначенного для вставления в статую, способ трактовки прически, закрывавшейся покрывалом или убором4. Отличие данного памятника состоит главным образом в высоком качестве его исполнения и передаче взгляда путем уплощения и углубления глазного яблока, которое в большинстве птолемеевских портретов данного времени остается странным образом выпуклым.
Л.И. Акимова
________________
1 Любопытно, что В.С. Голенищев принимал голову за мужскую (Голенищев, 1987. С. 9–160): «Остается упомянуть здесь еще (после сведений о приобретении рукописей. – Л.А.) о прекрасной большой мраморной голове римской эпохи, купленной мною в Ахмиме, но найденной, как мне сообщил продавец, в Меншиэ, городке, лежащем несколько южнее Ахмима. Что крайне редко, нос у этой головы хорошо сохранился; <...> недостают лишь затылок и волоса. Черты лица довольно крупны, и я долго не решался, признать ли эту голову за мужскую или за женскую. Одно время я принимал ее за голову Антиноя, но, по разъяснению моего друга, Гангольфа Егоровича Кизерицкого, ее, безусловно, следует принять за женскую, как на это указывает часть сохранившейся у лба прически». Примечательно и отнесение головы к римскому времени.
2 EAA II, 1959, Berenice, P. 54–55.
3 Наблюдение реставраторов Государственного Эрмитажа В.С. Мозгового и С.Л. Петровой (конец 1980-х).
4 Сp. Kyrieleis, 1975. Голова из Копенгагена – Taf. 13,1 (B 8), S. 167; голова из Александрии – Taf. 18, 1 (C 1), S. 167–168; голова из Стамбула – Taf. 74 (J 6), S. 179; голова из Венеции – Taf. 75, 1–2 (J 7), 179. Представление о том, как могла выглядеть голова в уборе, дает памятник из Археологического музея Венеции (inv. 140; В. 50) в покрывале современной работы (Kyrieleis, 1975. Taf. 75, 1–2 (J 7), 179).