9. СОСУД С НОСИКОМ-СЛИВОМ

Инв. I 1а 6295

Кипр. Средне-кипрский период II (1800–1750 до н.э.)

Глина, черная краска

В. 15,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены ножки и отдельные выступы-петельки на венчике и тулове, мелкие сколы, поверхность сильно потерта

Происхождение:

до 1927 – собрание графов Уваровых; с 1927 – ГМИИ

Литература:

Karageorghis et al., 2005. P. 61, cat. P 7

На рубеже III–II тыс. до н.э. в кипрской керамике наряду с краснополированными вазами появляется новый тип сосудов – небольшие по размерам чаши, фляжки, флаконы, кувшинчики разнообразных форм, преимущественно с округлым дном, также сделанные еще без применения гончарного круга. Поверхность их часто покрыта очень тонкой светлой обмазкой, серовато-белого или кремового тона. По этому фону красной, коричневой или серо-черной краской исполнена орнаментальная роспись, состоящая из линеарных или геометрических форм. Краски, в ранних экземплярах блестящие, постепенно принимают более мягкий, матовый оттенок. Эта группа ваз, доминирующая в первой половине II тыс. до н.э., получила название «Белая расписная керамика» (White Painted ware)1.

Среди ваз рассматриваемой группы встречаются миниатюрные флакончики необычной формы. У них круглое или грушевидное тулово на трех коротких ножках, сужающееся к вытянутой шейке с длинным узким носиком, овальное устье расположено на шейке сбоку; от него к тулову перекинута короткая вертикальная ручка. Своим абрисом такие вазочки напоминают маленькую длинноклювую птичку. Их могли носить, подвешивая на шнурке, – на это указывают многочисленные петельки, расположенные по сторонам носика, в основании шейки и на тулове. Скорее всего, подобные флаконы предназначались для парфюмерных масел.

Роспись покрывает всю поверхность сосуда: на носике горизонтальные полосы серовато-черной краски, на шейке заштрихованные треугольники вершинами вверх, два ряда таких же треугольников украшают верхнюю часть тулова, в то время как в нижней его трети расположена цепочка небольших, тоже заполненных штриховкой и слегка вытянутых по горизонтали ромбов; несколько простых горизонтальных линий на округлом донце и коротеньких ножках завершают орнаментальный декор.

О.В. Тугушева


________________

1 Morris, 1985. P. 28–29, 36–37; Karageorghis, Mertens, Rose, 2000. P. 33, 36–37.

Сайты Музея