14. ГОЛОВКА ЮНОШИ В УБОРЕ ТИПА ЕГИПЕТСКОГО КЛАФТА

Инв. АТ 503 (1)

Кипр. Середина VI в. до н.э.

Глина рыжевато-бежевая, с включением разнородных темных частиц и обильных крупинок слюды; покрыта белой обмазкой и светло-коричневой краской

В. 5,5; Ш. 4,7; Т. 4,7

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

спереди сколото навершие головного убора; повреждено левое крыло носа; небольшие сколы по краям, потертость поверхности; обмазка и раскраска сохранились местами

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин; с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 67, кат. 98

Искусство Кипра в VI в. до н.э. находилось под сильным влиянием не только Греции, Леванта и Сиро-Финикии, но и Египта. В кругу памятников этого времени выделяется высоким качеством исполнения небольшая мужская головка. Необычна уже ее форма – стереометрическая, мощная, несмотря на малый масштаб. Также своеобразен и убор – типа клафта египетских фараонов. Это покрывало, с идущей по центру вплоть до затылка защипкой, делает складку за ушами и почти вертикально ниспадает на плечи (складки обозначены и сзади). Возможно, спереди оно венчалось некоей формой вроде урея. Такие уборы обычно адаптировались к традиционным кипрским вкусам и выглядели то как плоская цилиндрическая шапочка со свисающими вниз концами, то как широкая диадема. Здесь же связь с царской иконографией Египта вполне очевидна1.

Она прослеживается и в отдельных деталях стиля. Так, головной убор низко надвинут на сильно скошенный лоб. Глаза небольшие, в отличие от почти всегда огромных, «в пол-лица», архаических кипрских, с выпуклым яблоком и очень длинным краем и слезником; все детали глубоко врезаны инструментом, и примечательно, что совершенно прямые брови вторят убору, но отнюдь не контуру глаз, как то было обычно на Кипре. Выдающийся, чуть загнутый книзу нос имеет граненые стенки и врезанные крылья. И только три детали роднят этот очень особый образ с архаическим Кипром – типичный для островной иконографии рот с не сходящимися в углах «гранеными» губами, кончик носа с тщательно врезанными ноздрями и схематичные накладные уши. В остальном же головка, несмотря на принадлежность к терракотам, обнаруживает руку смелого ваятеля, привыкшего работать с твердыми породами камня вроде египетских гранита и диорита, врезываясь в их плоть, высекая из нее черты человеческого облика. Возможно, этот мастер был родом из Египта, принесший в традиционный кипрский терракотовый фонд новые, смелые идеи2. Но вместе с тем ему знаком и греческий опыт: головка, с ее силой плотных, пронизанных энергией форм, чужда египетской замкнутости, «уходу в камень» – напротив, она словно вырывается в материальный мир из плена, утверждая себя как яркую, творческую личность.

Л.И. Акимова


________________

1 Cp. pанние изображения типа портретной статуи Аменемхета III из Хавары, ок. 1820 до н.э., в Каире (Vandersleyen, 1975. S. 238, Taf. 164).

2 В «египтизирующей» линии кипрского искусства VI в. до н.э. можно найти лишь отдаленные параллели такому замыслу. Ср. высеченную из известняка колоссальную голову адоранта из святилища в Арсосе, 650–550 до н.э., по мнению издателя, «совершенно египетскую по технике и стилю, но явно исполненную на Кипре» (Dikaios, 1961. Pl. XIX, 2, p. 96).

Сайты Музея