12. АПОЛЛОН ИЗ НАВКРАТИСА

Инв. I 1а 3000

Греко-кипро-египетский круг. Вторая четверть VI в. до н.э.

Гипс, красная и черная краски

В. 17,5; Ш. 6,2; Т. 4,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены обе ноги до середины бедер, часть левой руки (сохранилась прижатая к бедру кисть); сбои на кончике носа, подбородке, груди

Происхождение:

до 1911 – собрание В.С. Голенищева (приобретен им в 1877 у доктора Ойкономопуло, Каир); с 1911 – ГМИИ

Литература:

Kiezeritsky, 1892. S. 179–189; Блаватский, 1939 (2). С. 26–28, ил. 26; Richter, 1942. P. 125, pl. LVII, fig. 208–210; Античная скульптура, 1987. С. 32–33, N. 1; Eurasien, 1993. S. 190–191, N 98; Jenkins, 2001. P. 168, fig. 6a–c

Далеко не всегда тот или иной музейный памятник может быть безоговорочно приписан определенной школе. В искусстве древности порой происходили настолько сложные процессы – взаимовлияний, заимствований, параллельных путей развития иконографических и стилистических форм, – что невозможно сказать однозначно: это работа Кипра, или Египта, или Греции. Сомнения в происхождении памятников иногда не разрешаются столетиями – и некоторые из них не могут быть разрешены. Существует не только много людей с этнически сложными корнями, но и много памятников. Один из них – Аполлон из Навкратиса.

Представлен стоящий фронтально обнаженный юноша, с опущенными и прижатыми к бедрам руками. Аполлон изображен в схеме греческих куросов, открывающих монументальную скульптуру Эллады и внешне близких к мужским каноническим статуям Египта. В профиль фигурка еще достаточно застыла. Покатые плечи, тонкая талия и субтильные формы выдают тенденцию к феминизации образа. Мастер испытывал явные затруднения при передаче перехода от головы к плечам – он затушеван серией прядей, падающих как будто единой массой, но в действительности разделенных (их семь), показанных с промежутками и проработанных внутри зигзагами; все они срезаны снизу горизонтально. Спереди волосы охвачены на лбу диадемой, из-под которой выбиваются отдельные волоски, отмеченные черными штришками; они уложены горизонтальными рядами до макушки. Из-за ушей на плечи спускаются по три длинных локона – гладких, не проработанных резцом, уложенных с интервалами.

Но головка куроса имеет и негреческие черты. Треугольная форма лица с плотным восточным носом и длинным отступающим подбородком не находит аналогий в эллинской среде; профиль слишком угловат и лишен архаической «скользящести». Сжатые в кулаки руки напоминают о египетском каноне; при вывороченном локте кисть прижата к бедру. Греческие куросы повязаны иначе, глаза у них более раскосые и живые – здесь они удлиненные, ромбовидные, посаженные почти горизонтально, с черным слезником и радужкой, с черными дугами бровей. Отсутствуют аналогии и с разделением прически некоей вмятиной вместо пробора. В этой фигурке больше жесткой симметрии, у греков всегда нарушаемой – тайно и явно.

Долгое время памятник считался навкратийским, происходящим из греческой колонии Навкратис в Северном Египте1, основанной выходцами из Милета в середине VII в. до н.э. (открыт Флиндерсом Питри в 1884–1885, примерно в 75 км к юго-востоку от Александрии), с преобладанием среди первых поселенцев коринфян. Но буквальных аналогий в местном искусстве VI в. до н.э. этой фигурке не нашлось. Сравнительно недавно английский исследователь Йен Дженкинс, следуя проницательному мнению Вальтера Деонна2, приписал ее кипрской школе, и действительно, в профиль фигурка выдает большое сходство с куросами Кипра3, исполненными из известняка или гипса. Химический анализ структуры камня, ранее почитавшегося египетским алебастром (в основе которого лежит карбонат кальция), показал, что это гипс (основной компонент которого составляет сульфат кальция4); залежи его имелись как в разных частях Греции и на Ближнем Востоке, так и на Кипре, и, что примечательно, именно такой гипс – редкость для Египта. Следовательно, Аполлон из Навкратиса мог входить в группу небольших кипрских куросов, довольно гомогенную по составу и, по мнению Й. Дженкинса, изготовленную на Кипре для экспорта в Грецию – в чисто кипрском, кипро-эгейском или эллинском стиле; ряд фигурок такого типа и был найден в Навкратисе, в частности в святилищах Аполлона и Афродиты5. Ближайшие параллели ей известны в Голгах, а также в Идалионе и Арсосе, откуда и вся группа приписана мастерским Юго-Восточного Кипра.

По мнению автора, все эти фигурки похожи, потому что «они – не настоящие куросы, а копии»6. Имеются в виду, вероятно, копии больших культовых греческих статуй, которые стали распространяться в Элладе и колониях именно в данное время.В подражание греческой моде, где юноши выступали и в драпировках, киприоты стремились «одевать» своих куросов, в связи с чем отмечались края хитонов, рукавов, бордюров прямо по обнаженному телу. Й. Дженкинс предполагал, что и московский Аполлон предстоит в облачении7. При тщательном осмотре следы раскраски обнаружены не были, что, однако, не меняет атрибуции.

Вызывает возражение только один момент. Наша статуэтка бога8 исполнена большого обаяния – она светящаяся, нежная, тонкой работы. Изящно подцвечены черные глаза и усы, пунцовые губы и фрагментарно сохранившаяся бородка (barbette)9; краской отмечены и волосы на гениталиях. В ряду всех отобранных автором «кипро-греческих» или «кипро-эгейских» фигур (к сожалению, у большинства утрачены головы) она выделяется качеством своего исполнения; это – настоящий шедевр, тогда как остальные Аполлоны представляют собой вполне средние вещи.

На данном этапе остается считать, что этот редкостный памятник представляет образец раннего кипро-греко-египетского синкретизма, быть может, уникальный в истории.

Л.И. Акимова


________________

1 См. о нем: Herodot. II. 178–179; Strab. XVII. 1. 18; Petrie, 1886–1888; Coulson, 1996; Leonard, 1997.

2 Deonna, 1909. P. 304–305.

3 Сp. Jenkins, 2001. P. 168, fig 5c (курос из Афин, В. 47) – P. 169, fig 6c (курос из Москвы). Группа этих фигурок датируется в пределах конца VII – середины VI вв. до н.э. (Jenkins, 2001. P. 165). Ср. также фронтальный аспект куроса из Навкратиса, исполненного из известняка, ок. 510–500 до н.э. (Dikaios, 1961. P. 99–100, Pl. XX, 1), и нижнюю часть торса фигуры куроса из Бостона, 575–550 до н.э. (Ibid. P. 5, N 9). Головка другого, греческого типа, 560–550 до н.э., также из Навкратиса, существенно отличается от данной; сделана из «мрамора, похожего на алебастр (?)» (Comstock, Vermeule, 1976. N 7).

4 Jenkins, 2001. P. 166.

5 Ср. фрагментарные статуэтки в Бостоне 575–550 до н.э. (Comstock, Vermeule, 1976. N 8, 9; Jenkins, 2001. P. 171, n. 57, 58; P. 174, n. 84; P. 175, n. 88, 89, 90). Впрочем, все сведения такого рода сугубо предположительны.

6 Jenkins, 2001. P. 177.

7 Jenkins, 2001. P. 169 ("To judge from photographs, there may also be painted drapery on the body, below the throat, and around the right armpit"); P. 176 ("the possibility of paint on Moscow statuette").

8 О том, что она действительно могла представлять Аполлона, говорит нахождение небольших фигур этого типа (высота самой крупной – 49 см) в святилище Афродиты и в храме Аполлона в Навкратисе – см. выше, прим. 5.

9 Бородка и мусташ были сочтены стремлением киприотов к «эллинскому» виду их фигур, предназначенных для рынка (Jenkins, 2001. P. 169), хотя в Элладе это являлось исключением, равно как и задрапированные куросы крайне редки и встречаются в основном на о. Самос.

Сайты Музея