150. ГИПСОВЫЙ ДЕКОР ДЕРЕВЯННЫХ САРКОФАГОВ
Боспор. I–II вв. н.э.
Гипс, черная, голубая, желтая, оранжевая и розовая краски
склеены из фрагментов, сколы и потертости поверхности с утратой красочного слоя
инв. II 1а 163 – время и обстоятельства поступления в ГМИИ неизвестны; II 1а 164 – поступил из ГИМ (?), Москва; II 1а 746; II 1а 749 – с 1936 – ГМИИ (приобретены у гр. Герценберг); II 1е 2772; II 1е 2783; II 1е 2789; II 1е 2790; II 1е 2791 – с 1949 – ГМИИ (приобретены у гр. Волошина, г. Керчь); КБ 33 № 290, 293, 294, 321, 330, 332 – с 1933 – ГМИИ (найдены при раскопках ГМИИ и ГАИМК некрополя Тиритаки (совр. Камыш-Бурун, близ г. Керчь)
Блаватский, 1941. С. 61–74; Зеест, 1947. С. 3–9; Сокольский, 1969. Табл. 47, 1; Берзина, 1962. С. 237–256
Гипсовые украшения деревянных саркофагов были популярными в I–II вв. н.э. в зажиточной среде городского населения Боспорского царства. Это местный вариант общей традиции, известной по рельефным мраморным саркофагам. Декор выполнялся в виде разнообразных фигур и орнаментальных мотивов и раскрашивался. Судя по археологическим находкам, саркофаг принято было покрывать белой краской, на которой разноцветные украшения смотрелись особенно ярко1.
Гипсовые элементы декора типологически делятся на пять групп: архитектурные детали, растительные орнаменты, фигуры и маски животных, изображения различных мифологических персонажей. В коллекции Музея есть примеры гипсовых рельефов всех групп. Среди них выделяются маски Медузы, фигурки эротов на дельфинах, силенов, трагические маски.
Украшения в виде трагических театральных масок связаны с традицией дионисийских мраморных саркофагов. Они пластически богаты, тонко моделированы: подчеркиваются надбровья и скулы, глубокая выемка рта, прическа завершается высоким, отогнутым вперед онкосом, характерной частью театральной маски. Глаза обведены линиями черной или синей краски. Часто глаза и рты переданы сквозными круглыми отверстиями. Несомненно, что театральные маски использовались в комплексе декора саркофагов в качестве апотропея, поскольку звучанию голоса придавался особый смысл ритуального возгласа и призыва2. Такие маски часто выполняли роль антефиксов и украшали верхнюю часть саркофага. Аналогичный принцип можно отметить при выборе в качестве декора и масок Медузы. Они отличаются плоскостностью и низким рельефом тонко проработанных деталей. Для них характерны мелкие черты лица и свободный рисунок вьющихся волос. Близкий стиль исполнения характерен и для украшений в виде эротов на дельфинах. Подобные элементы располагались на стенках саркофагов. Орнаментальные фрагменты гипсового декора отличаются сочностью сложных форм и контрастным цветом граней.
В коллекции ГМИИ есть уникальные комплексы подобных гипсовых рельефов, происходящих из раскопок 1933 года склепов 2 и 7 некрополя Тиритаки (совр. Камыш-Бурун). Благодаря подробному исследованию некрополя совместной экспедицией Музея и Государственной академии истории материальной культуры под руководством В.Д. Блаватского мы имеем полную картину состава комплексов и расположения их частей относительно стенок истлевших саркофагов3.
В каждый склеп вел коридор-дромос, вход закрывался большой прямоугольной плитой. Погребальные камеры содержали по нескольку захоронений. Некоторые из них были в прослеживающихся по остаткам деревянных гробах, установленных на земляных подиумах высотой до метра. Пол камер и лежанки покрывал слой морских раковин и гальки.
Один из саркофагов нам удалось представить в графической реконструкции (рис. 50). Это показательный для Боспора вариант саркофага-храма с двухскатной крышей, фронтонами и резными деревянными полуколонками. В нем сказывается малоазийское влияние, прежде всего ликийских и сидонских саркофагов. Сохранившиеся гипсовые архитектурные детали – базы, капители, акротерии, маски-антефиксы – должны были располагаться в соответствии с конструкцией изделия. Крышку саркофага украшали фигурки птичек, окрашенные в синий цвет; на досках стилобата находились «пешки» (детали круглой формы с умбонами). Найдены и фрагменты деревянных ионических волют, части декоративных полуколонок.
Есть предположение, что гипсовый декор не только крепился к саркофагу непосредственно перед церемонией погребения, но и изготовлялся возле места захоронения4. В этом заключается особенность ритуала, своего рода символический акт творения мира5. Не случайно так важны малейшие элементы декора и их иерархическая структура.
О.Ю. Самар
________________
1 Жижина, 1997. С. 156–157.
2 Жижина, 2008. С. 97.
3 Блаватский, 1941. С. 61–74.
4 Там же.
5 Например, в некоторых традиционных культурах Сибири и Дальнего Востока сохраняется обряд изготовления погребальных покровов перед самым опусканием тела в могилу. При этом одежда украшается аппликациями в виде символических изображений мирового древа, птиц, животных и растений, которые обозначают уровни мироздания.