148. МАСКА БОРОДАТОГО ДИОНИСА

Инв. М-1418

Пантикапей. Третья четверть II – начало I в. до н.э.

Глина, белый грунт, розовая краска; изготовлена в форме, доработана стекой

В. 14,5; Ш. 10,8; Т. 0,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов; утрачена правая часть бороды и повязки

Происхождение:

с 1979 – ГМИИ (найдена при раскопках ГМИИ дворцового храма на акрополе Пантикапея, г. Керчь)

Литература:

Финогенова, 1990. Рис. 1.1; Толстиков, Виноградов, 1999. С. 289, рис. 7, 1; Ильина, Муратова, 2008. С. 81–89

Маска представляет бородатого бога в широкой, нависающей надо лбом повязке в виде тюрбана, перевязанного лентой. Ее концы заканчиваются бантом, выступающим по обе стороны бороды. Помимо повязки на голову надет венок из цветов и листьев плюща. Большая пышная борода завита в симметрично уложенные локоны. Четко очерченные глаза с выпуклыми веками, губы, усы – все эти рельефно выделенные черты придают лицу необычайную выразительность. Легкая улыбка таится не только в уголках губ, но чувствуется и в едва заметном прищуре глаз. Расположенные слева и справа от центрального цветка плюща небольшие отростки некоторые исследователи трактуют как рожки.

Подобная иконография характерна для изображений Диониса начиная с третьей четверти II в. до н.э.; наиболее ранние маски происходят из Амиса1 (Малая Азия). Отток малоазийского населения в начале I в. до н.э. на Боспор способствовал распространению этого образа в местной коропластике. Маски Диониса изготавливались здесь вплоть до третьей четверти I в. до н.э.

Терракотовая маска отличается небольшим размером и, безусловно, не была предназначена для театральных действ. Поэтому она условно может назваться «маской» в традиционном понимании, то есть un faux visage – фальшивым лицом, за которым и прячут настоящее, чтобы не быть узнанным. Следует подчеркнуть важность роли масок непосредственно в культе Диониса, так как он – божество вина и опьянения. Следовательно, все, кто приближается (приобщается) к нему, рискуют потерять свое обыденное обличье, разум и самообладание, то есть превратиться в другое существо2. Поэтому маска – символ и инструмент этих метаморфоз – часто использовалась в культе Диониса как в качестве вотива, так и для изображения самого божества3. Существовало верование, что, надевая маску, человек, поклоняющийся Дионису, как бы сливается с ним.

Культовые маски непосредственно связаны с мистической стороной религиозной жизни. Большинство из них, имея небольшие круглые отверстия по обеим сторонам головы, были предназначены для подвешивания к какому-то вертикальному предмету или стене. Другие, рассчитанные на горизонтальное положение, могли выставляться на специальной скамье вместе с культовыми приношениями4.

Рассматриваемая терракота происходит из дворцового храма, расположенного на акрополе Пантикапея. Как правило, храмовые постройки и святилища, входившие в комплекс царских резиденций, а также расположенные вблизи них, посвящались божеству или герою-покровителю, от которого правители вели свой род. Этот культ можно соотнести с именем Митридата VI Евпатора, под чье господство перешел Боспор с конца II в. до н.э. Провозглашение царя «Дионисом» в 102 до н.э.5 способствовало усилению культа самого божества среди местного населения, а вслед за этим повысило и спрос на маски с его изображением.

Т.А. Ильина


________________

1 Summerer, 1999.

2 Burkert, 1985. P. 162.

3 Bérard, Bron, 1991. P. 309–320; Frontisi-Ducroux, 1991. P. 203–211, 321–336.

4 Felsch, 1980.

5 Неверов, 1972. С. 111.

Сайты Музея