146. ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ ТИРАМБЫ

Обе статуэтки изготовлены в двух формах, доработаны стекой, покрыты обмазкой и раскрашены

Показать сохранность, происхождение, литературу
Литература:

Коровина, 1974. С. 12–13, табл. 6, 8

Скрыть отдельные предметы

В результате исследований, проводимых археологическими экспедициями Музея c 1959 по 1965 год на городище и некрополе Тирамбы1, коллекция ГМИИ пополнилась терракотовыми статуэтками боспорского производства. В отличие от городища, где была открыта лишь одна терракота, из некрополя происходят десять статуэток, датированных периодом I в. до н.э. – I в. н.э.

Особого внимания заслуживают две из них – статуэтки Афродиты с Приапом и Тюхе, культ которых получил широкое распространение на Боспоре в позднем эллинизме. Богиня любви (№ 146.1) изображена обнаженной на фоне гиматия. Слегка повернутую вправо голову венчает стефана. Обе руки подняты вверх: правой она приподнимает край покрывала, левой – придерживает прядь волос, выжимая из них воду. На шее богини ожерелье с каплевидными подвесками, на груди – медальон, на руках и ногах браслеты. Локтем левой руки она опирается на статую Приапа. Наличие дополнительной опоры придает торсу изгиб и бóльшую свободу движения, что изменяет расположение складок одежды и увеличивает изысканность силуэта. Изображение девушки у вертикальной опоры было излюбленным приемом в это время.

Весьма вероятно, что скульптурный тип обнаженной Афродиты, получивший в науке название «Анадиоменa» («Выходящая из воды»), вобрал в себя два более ранних изображения. Так, согласно Плинию2, Пракситель изваял статую девушки, грациозным движением поднятых вверх рук возлагающей себе на голову стефану. Не дошедшая до нас скульптура воспроизведена в бронзовой статуэтке, хранящейся в Британском музее3. Подобный жест был изображен и на известной картине Апеллеса последней четверти IV в. до н.э., представляющей обнаженную Афродиту, выходящую из воды и выжимающую волосы. Считается, что этот скульптурный тип богини появился в середине II в. до н.э. в среде мастерских ионийского побережья, а в конце II в. до н.э. получил широкое распространение в коропластике4.

Тюхе – богиня случая и удачи (№ 146.2) – изображена стоящей в длинном, высоко подпоясанном хитоне и гиматии, один конец которого перекинут через плечо, другой, опоясывая фигуру жгутом, свисает с левой руки. В правой руке – чаша, в левой – рог изобилия с гроздьями винограда, яблоками и гранатом. На голове высокий убор типа модия. Пышная прическа, образованная двумя рядами тугих локонов, обрамляет лицо и шею.

Найденные в Тирамбе терракотовые статуэтки свидетельствуют о высоком мастерстве боспорских мастеров в римское время. В облике богинь еще сохраняются эллинистические черты, близкие произведениям Малой Азии (Мирина). Так, в фигурке Афродиты прослеживается та же вытянутость пропорций, трактовка складок гиматия и прически, обилие украшений. Статуэтка Тюхе, при сохранении эллинистических черт, демонстрирует особенности коропластики первых веков нашей эры: своеобразная форма головного убора в виде башни, декоративность волос, трактовка гиматия, перепоясывающего фигуру.

Вопрос о назначении этих терракот остается нерешенным. Статуэтки происходят из некрополя и были расположены около головы умершей. Возможно, они имели сакральный смысл, играя роль погребальных даров и апотропеев.

Т.А. Ильина


________________

1 Коровина, 1974. Табл. 6, 8.

2 Plin. Hist. Nat. XXXIV. 69.

3 Bieber, 1955. P. 21; Brinkerhoff, 1978. P. 69–72.

4 Mollard-Besques II, 1963. Pl. 19.

Сайты Музея