145. АКРОТЕРИЙ ИЗ ТИРАМБЫ

Инв. Ф-1304

Боспор. III в. до н.э.

Известняк

В. 60; Ш. 61; Т. 14

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

небольшие сколы по краям рельефа

Происхождение:

1968 – найден на территории некрополя древней Тирамбы (Таманский п-ов); с 1969 – ГМИИ

Литература:

Коровина, 1977. С. 83, рис. 1; Античная скульптура, 1987. С. 191, № 126

Акротерий был найден случайно в обрезе береговой линии одним из местных жителей поселка Пересыпь Краснодарского края. Судя по значительным размерам, некогда он венчал мемориальную стелу, украшенную рельефной сценой. На месте обнаружения памятника был открыт склеп I в. до н.э. – I в. н.э., а также плохо сохранившееся погребение эллинистического времени; ряд находок, как, например, фрагменты гераклейской амфоры и медная монета, позволил датировать акротерий III в. до н.э.

Тип увенчанных акротериями стел был широко распространен в IV в. до н.э. как в самой Элладе, так и на периферии античного мира. На Боспоре известны и другие примеры такого рода. Однако акротерий из Тирамбы, ориентируясь на более ранние аттические образцы середины IV в. до н.э. (ср. № 69), представляет аканф, из которого прорастают пальметты, очень особо. Нижняя «поросль», с двумя горизонтальными и тремя вертикальными листьями, а также выходящие из нее тугие стволики аканфа с цветами-волютами, связанные с основанием двумя косыми листьями-«крыльями», показаны в высоком рельефе и тонко прочерчены резцом. Шишка пинии, венчающая сердцевину декора, и тянущийся кверху по центру плотный стебель с бутоном на конце исполнены более обобщенно. Фон, на котором выступают растительные формы, прочерчен волнистыми линиями, создавая имитацию пальметтных лепестков. Тонко продуманная композиция исполнена тщательно, детально, с вариацией графических форм и гармоничным их сочетанием с пластикой. Акротерий из Тирамбы, несмотря на использование хорошо известной иконографии акротериев стел – и на Боспоре1, и в Аттике2, – имеет оригинальный облик, не находящий близких аналогов ни в метрополии, ни на Боспоре. Несомненно, он принадлежит к лучшим образцам мемориальной боспорской скульптуры.

А.К. Коровина


________________

1 Möbius, 1929. N 63 a,b, S. 118–120, 128–130, 132.

2 Conze III, 1906. N 1547–1549, 1552, 1570, S. 329f.; Möbius, 1929. S. 36f., Taf. 22, 24.

Сайты Музея