142. СТЕЛА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДВУХ ВОИНОВ: ТАМАНСКИЙ РЕЛЬЕФ

Инв. Ф-1601

Аттическая школа. Третья четверть IV в. до н.э.

Белый мрамор, сахаристый на изломе, с сероватой патиной

В. 188; Ш. (верх) 85; Ш. (низ) 94; Т. плиты 25

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

боковые грани имеют неодинаковую обработку: левая срезана по всей высоте; правая ровная, поверхность ее гладко отшлифована; правый угол нижней выступающей части полочки утрачен, левый оббит; носы обеих фигур оббиты, вток копья левого воина сколот, щит оббит; местами сохранились следы полировки

Происхождение:

с 1985 – ГМИИ (найдена при раскопках античной усадьбы Юбилейное I, Таманский п-ов)

Литература:

Савостина, 1987. С. 70; Stupperich et al., 1988. S. 58-61; Knauer, 1992. S. 392; CАТ 2.345, p. 355, 356; Таманский рельеф, 1999; Simon, 2002. P. 115–123

Стела обнаружена при раскопках античной усадьбы I в. до н.э., где была использована вторично в качестве строительного блока. Оба позднеклассических памятника, найденные на этой усадьбе1, – Таманский рельеф и Амазономахия (№ 143) – являются своеобразной эмблемой искусства Боспора, символом его художественной среды, неоднородной по составу памятников, качеству их исполнения, а также по направлениям развиваемой традиции. В то время как Амазономахия являет пример локального греческого стиля, Стела с изображением двух воинов представляет магистральную линию культуры эллинов, идущую непосредственно из центра. Однако это не менее сложное и необычное произведение греческого искусства, чем фриз со сценой сражения. Мнения о нем противоречивы, как противоречивы и соединившиеся здесь различные и неоднородные черты2.

Два воина в коринфских шлемах, хитонах и плащах – один старше, с бородой, другой молодой и безбородый – изображены на стеле практически в натуральную величину. Левый, бородатый воин стоит почти фронтально, в свободном контрапосте. Он опирается на правую ногу, ступни развернуты в ракурсе. Обе фигуры представлены босыми – что символизировало их вневременной статус, но голени старшего воина защищены высокими поножами. Голова его покрыта сдвинутым на затылок шлемом коринфского типа. Поверх хитона накинут сложенный пополам длинный плащ. В левой руке он держит вток копья, лежащего на левом плече. Правой рукой поддерживает круглый щит, часть которого срезана подтесом для архитектурного обрамления. Рама последнего создавала пространственную глубину, из которой проступали фигуры.

Правый персонаж развернут к своему соседу в три четверти, левое плечо его сильно выдвинуто вперед. Он опирается на левую ногу, правая согнута в колене. В левой руке воина меч-ксифос, в правой – копье, упирающееся втоком в землю. Голова юноши повернута в сторону старшего воина и также покрыта сдвинутым на затылок шлемом коринфского типа. Одеяние изображенного тоже состоит из хитона и плаща, но плащ трактован плоскостно, необычным образом он опоясывает фигуру и фиксируется у талии поясом, спереди завязанным узлом.

Тема стоящего воина близка надгробным рельефам аттической школы – несомненному лидеру среди греческих мастерских. Она получает широкое распространение особенно в V и IV вв. до н.э., во время и после Пелопоннесской войны3. Уже в первых публикациях Таманского рельефа отмечалось как его сходство c надгробными стелами Аттики, так и отличие от них4. Один из обсуждаемых вопросов связан с необычной иконографией стелы: здесь нет такой традиционно выраженной связи персонажей, как совместный выход, прощальное рукопожатие5. Между двумя воинами Таманского рельефа не происходит «изобразительного события», но внутренняя связь этих персонажей несомненна6. Попытка понять ее по аналогии с другой группой надгробий не дает решающего ответа.

Смысл изображения, завуалированный и сложный для современного понимания, был очевиден для греков. Одно из возможных объяснений особенностей стелы связано с предположением, что она была выполнена греческими мастерами по боспорскому заказу. Соответственно, и персонажи, изображенные на стеле в метафорическом образе воинов, имели отношение к Боспору. Размеры стелы, ее тема и необычное решение, изображение двух персонажей, символически возвышенных и уравненных знаковыми шлемами, свидетельствуют о стремлении обозначить их статус (ср. портрет Перикла, стратега Афин). Важной темой, вероятно, была и преемственность, показанная с помощью разного возраста воинов. По своему строю, отличающемуся от того, что до сих пор было известно об аттических погребальных памятниках, стела с двумя воинами могла и не быть надгробием в прямом смысле слова. Вполне возможно, что она служила мемориалом в честь прославленных правителей Боспора – Спартокидов7 и была поставлена на памятном месте – поле сражения или гибели одного из них.

Е.А. Савостина


________________

1 Еще одна стела греческой работы, первой обнаруженная на этом поле при плантажных работах (1982), хранится в Таманском историко-археологическом музее-заповеднике.

2 Подробно мнения о стеле изложены в специальной работе, в которой авторы рассмотрели памятник и связанные с ним проблемы с самых разных точек зрения: Таманский рельеф, 1999.

3 Knauer, 1992; Kaltsas, 2001. Cat. 100.

4 Савостина, 1987. С. 70; Stupperich et al., 1988. S. 58-61; Knauer, 1992, S. 392; CАТ 2.345, p. 355, 356; Акимова, 1999. С. 177–193.

5 Boardman, 1995. P. 156; CAT 2.149; Kaltsas, 2001. Cat. 300; CAT 2.155.

6 Одна из предложенных интерпретаций стелы рассматривает ее содержание в контексте развития древнейшего смыслового подтекста аттических надгробий: Акимова, 1999. С. 177–193.

7 Таманский рельеф, 1999. С. 273 (Е. Савостина); с. 298 cл. (Э. Зимон); Simon, 2002. S. 221.

Сайты Музея