СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абака, абак (лат. abacus, греч. ἄβαξ – счетная доска) – венчающая часть капители в виде лежащей квадратной плиты.
Адорант (лат. adorans – молящий, от adoro – умолять, обращаться к божеству) – изображение молящегося или приносящего жертву человека.
Аканф (греч. ἄκανθος; лат. Acanthus mollis) – вечнозеленое колючее и жгучее растение с широкими резными листьями; в античном искусстве символ бессмертия.
Акведук (лат. aqua – вода и duco – веду) – римский водопровод на арочных пролетах.
Акинак (греч. ἀκινάκης – заим. из персидского языка) – короткий меч скифов.
Акролитный (греч. ἄκρος – верхний, наружный и λίθος – камень) – статуи из камня и расписанного или позолоченного дерева, камень передавал открытые части тела, дерево – одежду.
Акрополь (греч. ἀκρόπολις – верхний город) – укрепленная цитадель на возвышености, культовый центр греческого полиса.
Акротерий (греч. ἀκρωτήριον от τὸ ἀκρότης – верхний край, конец) – в античной архитектуре скульптурное украшение, венчающее углы фронтонов зданий и надгробия.
Алабастр (лат. alabaster, греч. ἀλάβαστρος, ἀλάβαστος / ἀλάβαστον – сосуд из алебастра) – сосуд для масла с удлиненным туловом, закругленным дном, короткой узкой шейкой и широким плоским венчиком; с ручкой-петелькой для подвешивания.
Алтарь (лат. altus – высокий и ara – алтарь) – природное или сооруженное возвышение для жертвоприношений богам и героям.
Амазономахия (греч. Ἀμαζών и μάχη – битва) – битва греков с амазонками.
Амфипростиль (греч. ἀμφιπροστῦλος; лат. amphiprostylos) – прямоугольный в плане античный храм, целла которого с двух торцевых сторон оформлена портиками.
Амфора (лат. amphora, греч. ἁμφορεύς – несомый с двух сторон) – сосуд для масла, вина, воды с яйцевидным туловом, двумя вертикальными ручками по сторонам шейки, на невысокой ножке; использовался и как урна для захоронения.
Амфориск (греч. ἀμϕορίσκος, уменьшительное от ἁμφορεύς) – миниатюрный сосуд в форме амфоры.
Антаблемент (фр. entablement) – система балок перекрытия, несомая часть ордера.
Антемий (греч. ἀνθέμιον – цветочек) – ленточный орнамент из пальметт, чередующихся с цветами или бутонами лотоса.
Антефикс (лат. antefixum – прикрепленное впереди) – венчающая часть стелы или кровельных скатов здания в виде рельефа полуциркульной формы с изображением пальметт, голов мифологических существ и т.д.
Антропоморфизм (греч. ἄνθρωπος – человек и μορϕή – вид образ, форма) – человекоподобие; представление бестелесных сил, богов в человеческом облике.
Анты (лат. antae, известно только во мн. ч. – столбы) – выступы боковых стен целлы храма.
Апойкия (от греч. ἀποικίζω – жить вдали, выселяться) – поселение греков в чужой стороне; колония.
Апоптигма (греч. ἀπόπτυγμα, от πτύσσω – складывать, сгибать) – складка, отворот одежды.
Апотропей (греч. ἀποτρέπω – отворачивать, обращать в бегство) – талисман, оберег.
Апофеоз (греч. ἀποθέωσις – обоготворение) – культовое почитание, обожествление.
Апофеотический тип саркофагов – саркофаги с изображением апофеоза умершего в форме вознесения души в небо на щите-клипеусе или погружения в первостихию на морской раковине.
Арибалл (греч. ἀρύβαλλος, ἀρῠβαλλίς – сумка, кошелка, шкурка) – небольшой сосудик для масла с шаровидным туловом, узкой короткой шейкой и широким плоским венчиком, с ручкой-петелькой у шейки для ремешка; атрибут древнегреческого атлета.
Архивольт (ит. archivolto, лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены; элемент декорирования фасадов и интерьеров.
Архитрав (от греч. ἀρχι – главный и лат. trabs – балка) – основная балка перекрытия, нижняя часть антаблемента.
Аск (греч. ἀσκός – мех, бурдюк для вина) – сосуд с небольшим туловом, узкой шейкой и ручкой, дугообразно перекинутой от шейки к тулову.
Атташ (фр. attaché – прикрепление) – декоративная накладка на предмет в виде рельефа, протомы, скульптурной головы и т.д.
База (от греч. βάσις – ход, шаг) – цокольное основание колонн, статуй, стел, алтарей.
Балтеус (лат. balteus – кайма, кромка, поясок, перевязь меча) – в архитектуре перевязь, изображаемая в центральной части балюстры ионической капители.
Балюстра (ит. balustra) – парные цилиндрические элементы по краям эхина ионической капители.
Барбитон, барбитос (греч. βάρβῖτον и βάρβῖτος) – многострунный щипковый инструмент, разновидность лиры.
Басилея (греч. βασίλειον, часто во мн. ч. βασίλεια) – царский дом, дворец.
Бига (лат. bigae, мн. ч. от bis+jugum) – двухколесная колесница, запряженная парой коней.
Ботрос (греч. βόθρος – яма) – яма для захоронения вышедших из употребления ритуального инвентаря и вотивов.
Букраний (греч. βούκρανος – бычий череп) – изображение в виде черепа быка, знак алтаря, святилища.
Бустрофедон (греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю) – способ письма «как пашет бык»: порядок строк, читаемых поочередно слева направо и справа налево.
Велум (лат. velum – парус) – занавес, покрывало, в иконографии обычно дуговидной формы, как будто раздуваемое ветром.
Вольноотпущенник (лат. libertus, libertinus) – раб, отпущенный на волю актом освобождения.
Волюта (лат. voluta – завиток) – декоративный элемент в виде спирали.
Вотивное приношение (лат. ex-voto – по обету) – дар божеству, поднесенный почитателем по обету.
Гейсон – (греч. γεῖσ(σ)ον – карниз) – элемент карниза с водостоком.
Гекзаметр (греч. ἑξάμετρον, от ἑξ – шесть и μέτρον – мера) – античный стих, состоящий «из шести стоп».
Гелиея (греч. Ἡλιαία) – народный суд в Афинах, введенный Солоном.
Гемма (лат. gemma – почка на виноградной лозе, драгоценный камень) – драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Гераклов узел – узел в виде горизонтальной двойной «геральдической» петли.
Герма (греч. ἕρμα – подпора, столб) – четырехгранный столб, увенчанный головой или бюстом бога (изначально Гермеса).
Гидрия (греч. ὑδρία – сосуд для воды, кувшин, от греч. ὓδωρ – вода) – сосуд для воды с тремя ручками, две горизонтальные на тулове, одна вертикальная – на шейке.
Гиматий (греч. ἱμάτιον; лат. pallium) – плащ из прямоугольного куска шерстяной ткани.
Гипогей (греч. ὑπόγειον, от ὑπο – под и γῆ – земля) – подземная многокамерная гробница, катакомба.
Гоплит (греч. ὁπλίτης) – у древних греков тяжеловооруженный пеший воин.
Гоплитодромия (греч. ὁπλιτοδρομία, от ὁπλίτης – гоплит и δρόμος – бег) – бег гоплитов, входил в состав Олимпийских, Панафинейских игр.
Горгонейон – изображение головы горгоны Медузы, убитой Персеем.
Горельеф (фр. haut-relief) – высокий рельеф.
Горит (греч. γωρυτός) – футляр для лука и стрел.
Гривна – шейное украшение в виде металлического обруча.
Диадема (греч. διάδημα, от греч. διαδέω – обвязывать, закреплять) – головное украшение в виде ленты, повязки; изначально атрибут царя.
Динос (греч. δῖνος; лат. dinos – водоворот, вихрь, сосуд для питья) – круглодонный сосуд в форме котла.
Диоцез (лат. dioecesis; греч. διοίκησις, от διοικέω – управлять, руководить) – административная единица в период поздней Римской империи.
Жемчужник (архит.) – рельефный орнамент в виде ряда бусин; использовался самостоятельно или в сочетании с овами.
Жертвенный стол (греч. τράπεζα) – алтарь в виде стола для жертвоприношения.
Зооморфный (греч. ζῳόμορφος, от ζῷον – животное и μορφήή – форма, образ) – изображение, включающее фигуры и стилизованные части тел животных.
Иератический (от греч. ἱερατικός) – священный, жреческий.
Иконография (от греч. εἰκών – изображение, образ и γράφω – пишу, рисую) – регламентированная система изображения персонажей, сюжетных сцен.
Инкубация (лат. incubatio – возлежание) – способ коммуникации человека с богом во сне с целью получения пророчества, исцеления и т.д.
Инсигнии (лат. insignia) – знаки могущества, власти или сана.
Инталья (ит. intaglio – углубленный рельеф) – см. гемма.
Иризация (от греч. ἶρις – радуга) – процесс окисления и разрушения стекла.
Исокефалия (греч. ἰσο- – равно и κεφαλή – голова) – композиционный принцип, при котором головы сидящих и стоящих фигур расположены на одном уровне.
Каблучок – архитектурный облом, образованный плавным соединением выступающего четвертного вала и выкружки.
Кадуцей (греч. κηρύκειον, от κῆρυξ / κᾶρυξ – глашатай; лат. cāduceus) – магический жезл Гермеса / Меркурия, бога-медиатора между мирами жизни и смерти.
Калаф (греч. κάλαθος – корзина) – цилиндрическая корзина с расширяющимся краем; женский головной убор соответствующей формы.
Калиптер (греч. καλυπτήρ – крышка) – элемент кровельного покрытия в виде половины цилиндрической трубчатой формы
Калокагатия (греч. καλοκἀγαθία, от καλὸς καὶ ἀγαθός – прекрасный и добрый) – принцип гармонического сочетания духовной и внешней красоты (совершенство)
Канделябр (лат. candēlābrum и candēlābrus от candēla – свеча, подсвечник) – декоративная подставка для ламп или свечей.
Канфар (греч. κάνθαρος – скарабей; сосуд для питья с большими ручками) – сосуд с глубоким туловом, на ножке, с двумя вертикальными ручками; один из атрибутов Диониса.
Капитель (лат. capitellum, уменьш. от caput –голова) – венчающая часть ордерной колонны.
Кариатида (греч. καρυᾶτις) – женская фигура, выполняющая роль опоры.
Карниз (греч. κορωνίς – изогнутый) – венчающая часть антаблемента.
Керамика (греч. κεραμική – гончарное искусство) – сосуды из обожженной глины.
Кернос (греч. κέρνος) – сосуд из глины, реже – камня, в виде кольца, на котором укреплено несколько сосудиков для жертвенных приношений.
Киаф (греч. κύαθος – ковш) – черпак для вина, из глины или бронзы
Килик (греч. κύλιξ – кубок, особенно для вина) – чаша для вина с широким неглубоким туловом, двумя горизонтальными ручками, на ножке.
Киматий (греч. κῦμα – волна; лат. cymatium) – различные криволинейные профили в архитектуре.
Кимвалы (греч. κύμβαλον, лат. cymbalum, во мн. ч. κύμβαλα, cymbala) – ударный музыкальный инструмент в виде двух металлических тарелок.
Киста (греч. κίστη, лат. cista – ящик, ларец, корзина) – корзина; ларец для хранения документов и письменных принадлежностей; также священная корзинка (cista mystica), из которой выползала «новорожденная» змея во время Дионисийских мистерий.
Кифара (греч. κιθάρα) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент.
Клафт – головной платок египетских фараонов, с длинными, спускающимися на плечи концами.
Клине (греч. κλίνη) – ложе.
Клипеус (лат. clipeus – щит) – у римлян круглый бронзовый щит, изображавшийся на саркофагах в сценах апофеоза умерших.
Клисмос (греч. κλισμός) – стул с гнутыми ножками и спинкой.
«Коленопреклоненный бег» – схематическое изображение бегущей фигуры в архаическом искусстве.
Колесница – двухколесная повозка, запряженная лошадьми.
Кольбенринг (от нем. Kolben – колба и Ring – кольцо) – тип гривен и браслетов с коническими расширяющимися концами.
Комаст (греч. κωμαστής) – участник комоса – мужского фривольного танца, исполняемого по завершении симпосия.
Контрапост (ит. contrapposto – противопоставление, контраст) – постановка фигуры, при которой опорной ноге перекрестно соответствует поднятое плечо, а свободной – опущенное.
Кора (греч. κόρη – девушка) – статуя стоящей девушки в длинном одеянии.
Коримбы (греч. κόρυμβος, τὰ κόρυμβα – вершина, пучок, гроздь, кость, высокая прическа) – выступающие части дионисийского венца.
Коропластика (от греч. κόρος / κόρη – юноша / девушка и πλαστική – пластика) – искусство изготовления изображений из обожженной глины.
Коттаб (греч. κότταβος) – популярная в Древней Греции застольная игра: выплескивание капли вина из килика в цель – плавающую в сосуде чашечку, укрепленный на опоре диск или же в одного из участников застолья.
Кратер (греч. κρατήρ – сосуд для смешивания) – сосуд для смешивания вина с водой, с широким устьем, глубоким туловом, двумя ручками и небольшой ножкой; существуют четыре основных типа кратера: с ручками-колонками, с ручками-волютами, чашевидный
и колоколовидный.
Кредемнон (греч. κρήδεμνον) – женская головная повязка, покрывало, шарф (морской богини Левкотеи, благодаря которому спасся Одиссей).
Криоболий (греч. κριοβόλιον от κριός – баран и βολή – забивание) – жертвоприношение барана.
Ксоан (греч. ξόανον – идол) – древнейшее культовое изображение в виде деревянного идола.
Курос (греч. κοῦρος / κόρος – юноша) – статуя стоящего обнаженного юноши.
Куротроф / Куротрофа (греч. κουροτρόφος –кормящий ребенка) – человек, опекающий младенца.
Лагинос (греч. λάγυνος) – древнегреческий кувшинчик с узким горлом, широким низким туловом и вертикальной ручкой.
Левкас (греч. λευκός – белый, светлый, ясный) – меловой грунт.
Лекана (греч. λεκάνη / λεκανίδιον / λεκάνιον) – сосуд-шкатулка / неглубокая широкая чаша с двумя горизонтальными ручками, обычно с крышкой.
Лекиф (греч. λήκυθος – фляжка для масла) – флакон с удлиненным или округлым туловом на плоской ножке, с узкой шейкой и вертикальной ручкой.
Лектус (лат. lectus) – кровать у римлян, аналог греч. клине.
Ленеи (греч. Λήναια) – празднество в честь бога Диониса, справлявшееся в Аттике в зимний месяц гамелион в священной местности Леней.
Ленос (греч. ληνός) – чан, в котором осенью давили виноград.
Лимес (лат. limes – пограничная дорога) – система стратегической обороны границ Римской империи.
Лира (греч. λύρα; лат. lyra) – струнный музыкальный инструмент.
Лохаг (греч. λοχαγός, от λόχος – отряд и ἄγω – вести) – командир лоха – подразделения фаланги.
Лутерий (греч. λουτήριον, от λούω – мыть, купать) – низкий широкий сосуд для воды в виде таза.
Лутрофор (греч. λουτροϕόρος – приносящий воду для брачных омовений) – сосуд для воды, ритуальных омовений, разновидность амфоры (с двумя ручками) или гидрии (с тремя ручками).
Магические глаза – изображение глаз, оберегающее от злых сил; апотропей.
Матрица – форма для изготовления изделий из глины, гипса, стекла, металла.
Меандр (греч. Μαίανδρος) – орнаментальный мотив в виде непрерывной линии, изломанной под прямыми углами.
Медальон (фр. médaillon, ит. medaglione, от medaglia – медаль) – украшение круглой или овальной формы.
Метопа (греч. μέτωπον – лоб, лицевая сторона, фасад) – квадратная плита дорического фриза, состоящего из метоп и разделяющих их вертикальных плит – триглифов; элемент композиции в квадратной рамке.
Мим (греч. μῖμος) – мимический актер; бытовая комедия без хора.
Мировое древо (лат. arbor mundi – древо мира) – характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира.
Мистерии (греч. μυστήριον, обычно во мн. ч. μυστηρία – таинства, священнодействия) – обряды закрытых эзотерических религиозных обществ.
Мисты (греч. μύσται) – прошедшие посвящение участники мистериальных обрядов.
Модий (греч. μόδιος; лат. modius) – головной убор ряда женщин-богинь и Сераписа в виде мерного сосуда цилиндрической формы, близкий калафу.
Модиолус (лат. modiolus, уменьшит. от modius – модий) – плоскодонная кружка с коническим туловом и ручкой, иногда с крышкой.
Наиск (греч. ναΐσκος от ναός – храм) – небольшой храм.
Небрида (греч. νεβρίς – шкура молодого оленя) – изначально шкура оленя или лани, позже – другой «животной жертвы» дионисийских ритуалов.
Некрополь (греч. νεκρόπολις – город мертвых) – участок для захоронений, кладбище, располагавшееся вне городских стен, вдоль дорог.
Облом; мулюр (фр. moulure – резьба, лепка) – в классической архитектуре группа профилей и их композиций.
Овы (лат. ovum – яйцо, обычно во мн. ч. – ova) – орнамент в виде ряда яйцеобразных форм, чередующихся со стрелками.
Ойкумена (греч. οἰκουμένη – населяемая, от οἰκέω – населяю, обитаю) – по античным представлениям, обитаемая часть мира.
Ойнохоя (греч. οἰνοχόη от οἶνος – вино и χέω – лить) – одноручный кувшин для вина, с устьем в форме трилистника; один из атрибутов Диониса.
Омфал (греч. ὀμφαλός – пуп) – древний культовый объект, считался центром Земли; представлял собой монолитную округлую каменную глыбу (бетил) в целле храма Аполлона в Дельфах.
Онкос (греч. ὄγκος – груда, куча, масса) – высокая, венчающая часть трагической театральной маски.
Оргия (греч. обычно во мн. ч. τά ὂργια) – религиозные обряды, связанные с культами богов, часто с выраженным сексуальным контекстом.
Ордер (лат. ordo – порядок) – художественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции, с различными по тектонической выразительности вариантами, формами и пропорциями. Различают ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и др.
Палестра (греч. παλαίστρα от πάλη – борьба) – место для атлетических тренировок мальчиков и юношей.
Пальметта (фр. palmette) – орнаментальный мотив в виде пальмового листа.
Панафинейская амфора – особый вид аттических амфор, использовавшихся в качестве призов на Панафинейских играх.
Парапетасма (греч. παραπέτασμα – завеса) – священный занавес, на римских саркофагах знак принадлежности изображенных к ритуалу перехода
Паредр (греч. πάρεδρος – сидящий рядом) – в мифических представлениях ритуальный партнер богини-матери, ее сын-супруг.
Патина – налет, пленка на поверхности металла или камня в результате коррозии, естественной или искусственной.
Педагог (греч. παιδαγωγός – ведущий мальчика) – в античности – раб, сопровождающий ребенка в школу; позже – воспитатель.
Педум (лат. pedum – пастушеский посох) – посох; в древности царский жезл.
Пектораль (лат. pectoralis, от pectus – грудь) – нагрудное украшение; элемент доспеха, закрывающий грудь и шею.
Пелика (греч. πελίκη – сосуд) – разновидность амфоры с короткой шейкой, двумя вертикальными ручками, раздутым в нижней части туловом, небольшой ножкой.
Пеплос (греч. πέπλος) – у древних греков – длинная женская одежда без рукавов, на плечах скреплялась застежками – фибулами.
Пеплофора (от греч. πέπλος φέρω, φορέω – носящая пеплос) – женщина, облаченная в пеплос.
Периптер (греч. περίπτερος – окруженный, оперенный) – тип греческого прямоугольного храма, целла которого окружена одним рядом колонн.
Петас (греч. πέτασος) – войлочная шляпа с широкими полями.
Пиксида (греч. πυξίς – самшитовая шкатулка) – небольшая круглая коробочка с крышкой для хранения косметики и украшений, из глины, дерева, металла.
Пилон (греч. πυλών – вход, проездная башня) – башнеобразные сооружения, фланкирующие вход.
Пилястр(а) (фр. pilaster, от лат. pila – столб) – плоский и узкий вертикальный выступ на стене, в своих пропорциях и формах повторяющий соответствующую ордеру колонну.
Пинака (греч. πίναξ – доска) – табличка из дерева, обожженной глины, металла для записей и рисунков; могла служить вотивным приношением.
Плектр, плектрон (греч. πλῆκτρον, от πλήσσω – хлопать, ударять, бить) – пластина для извлечения звука при игре на струнных инструментах.
Плинт (греч. πλίνθος – кирпич, брусок) – нижняя, квадратная, часть базы колонны.
Полис (греч. πόλις) – греческий город-государство, община свободных граждан.
Полос (греч. πόλος – ось, небесный свод) – высокая корона богов цилиндрической формы.
Поножи (греч., обычно во мн. ч., κνημῖδες) – элемент защитного вооружения для голени и колена воина-гоплита.
Попанон (греч. πόπανον) – жертвенная лепешка.
Портик (греч. στοά; лат. porticus) – выступающая вперед часть здания, обычно образована колоннадой или аркадой и исполняет роль портала.
Префект (лат. praefectus – начальник, командующий) – титул высших должностных лиц из всадников и сенаторов в армии и на гражданской службе в Римской империи.
Пританей (греч. πρυτανεῖον – общинный дом) – место пребывания пританов – членов совета, избранных для исполнения государственных обязанностей.
Проксения (греч. προξενία, от προ – на стороне кого-либо и ξένος – чужеземец) – в Древней Греции форма межполисной связи, декрет о подтверждении прав для граждан других полисов.
Прокуратор (лат. procurator – управляющий) – в эпоху Римской империи высшая всадническая должность.
Пронизь – бусина.
Протесис (греч. πρόθεσις) – греческий обряд выставления тела умершего перед погребением в доме его семьи на один день для оплакивания.
Протома (греч. προτομή – верхняя часть тела, голова, морда, от προτέμνω / προτάμνω – отрезать спереди) – изображение верхней/передней части фигуры человека или животного.
Психостазия (греч. ψυχο-στᾰσία, от греч. ψυχή – душа и ἵστημι – ставить на весы) – ритуал взвешивания душ на загробном суде.
Пуансон (фр. poinçon) – деталь штампа, несущая изображение.
Рельеф (лат. relevo – поднимаю) – вид скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона.
Ритон (греч. ῥυτόν / ῥυτός – текучий) – сосуд в форме рога, с фигуркой или головой животного на узком конце.
Розетта (уменьш. от фр. rose – роза) – орнаментальный мотив в виде многолепесткового цветка.
Ротелли (ит. rotella – колесико) – диски, фланкирующие ручку сосуда в месте крепления к венчику и стенкам.
Саркофаг (греч. σαρκοφάγος, от σάρξ – плоть и φάγω – съедать, поглощать) – продолговатый ящик для погребения умерших.
Сепулькральная иконография (от лат. sepulcrum – погребение) – иконография, связанная с темой погребения.
Симпосий (греч. συμπόσιον и συμποσία) – древнегреческий пир, изначально ритуальный.
Сиринга (греч. σῦριγξ) – короткая многоствольная флейта.
Ситула (лат. situla) – сосуд в форме ведра из металла, реже из глины.
Скарабей (лат. Scarabaeus sacer) – у древних египтян священный жук, ассоциировавшийся с образом возрожденного солнечного бога Ра.
Скарабеоид – форма античной геммы, печати с выпуклой спинкой и сквозным отверстием для крепления на оправе.
Скифос (греч. σκύφος – кубок) – сосуд в виде глубокой чаши на плоской ножке, с двумя маленькими ручками, обычно горизонтальными.
«Скифские бабы» – антропоморфные каменные изваяния высотой от 1 до 4 м – мемориальные изображения воинов-номадов.
Скоция (от греч. σκότιος – темный, скрытый; лат. scotia) – вогнутый профиль, образован двумя дугами разных радиусов.
Спира (греч. σπεῖρα – изгиб, извив; во мн. ч. – канаты, сети, снасти; лат. spira) – элемент базы колонны ионического ордера.
Стамнос (греч. στάμνος – кувшин, бутылка для процеживания вина) – сосуд с широким устьем, короткой шейкой, большим яйцевидным туловом, с двумя горизонтальными ручками, на небольшой ножке.
Стека (англ. stick – палка, прут, трость) – заточенная под определенным углом палочка, инструмент для работы с пластичными материалами.
Стела (греч. στήλη – столб) – вертикальная плита, обычно из камня; ставилась в честь какого-то события, в знак посвящения божеству, как монумент над местом погребения; могла иметь декоративное завершение (фронтон, акротерий); на лицевой стороне высекались надписи или рельефы.
Стефана (греч. στεφάνη – обод, поля шлема) – венец.
Стилобат (греч. στυλοβάτης – основание колонны, от στῦλος – колонна и βάτης – давящий) – верхняя часть стереобата – фундамента античного храма, на которой устанавливаются колонны.
Стола (лат. stola) – длинная, просторная одежда римских женщин, надевалась поверх туники; соответствовала тоге у мужчин.
Стригиль (греч. στλεγγίς; лат. strigilis) – серповидно изогнутый скребок для очистки тела атлета от песка после упражнений в палестре.
Стукковый рельеф (ит. stucco, нем. Stuck) – рельеф, вырезанный на стуке, сорте штукатурки, который после полировки принимает вид мрамора.
Сфагион (греч. σφαγεῖον, от σφαγή – заклание, кровавое жертвоприношение) – сосуд для жертвенной крови.
Тавроболий (греч. ταυροβόλιον, от ταῦρος – бык и βολή – забивание; лат. taurobolium – жертвоприношение быка) – обряд жертвоприношения быка.
Тамбурин (фр. tabour) – барабан.
Телесфорос (греч. τελεσφόρος, от τέλος – конец, цель и φέρω – нести) – приводящий к исполнению, завершению; дарующий совершенство.
Телль, тепе (турецк. – холм, курган) – холм, образовавшийся на месте разрушенного древнего поселения.
Теменос (греч. τέμενος) – священный участок с храмами и алтарями богов.
Тения (греч. ταινία; лат. taenia, taenea) – полоска, лента, священная повязка.
Терракота (от ит. terra – земля, глина и cotta – обожженная) – изделия из глины, обычно статуэтки, прошедшие обжиг.
Тессеры (лат. tesserae, в ед. ч. tessera – бронзовая или свинцовая табличка) – медальоны, служившие знаком или документом; разноцветные камешки для составления мозаики
Тимпан (греч. τύμπανον, реже τύπανον) – барабан, бубен; поле фронтона.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) – колокольчик, бубенчик.
Тирс (греч. τίρσος) – жезл с шишкой пинии на конце, увитый плющом, атрибут Диониса.
Тога (греч. τήβεννα / τήβεννος; лат. toga, tego – покрываю) – плащ особой эллипсовидной формы, который носили свободные римские граждане-мужчины.
Тогатус (лат. togatus – одетый в тогу) – статуя, изображающая римского гражданина, облаченного в тогу.
Толос (греч. θόλος или θολός) – округлая в плане общественная или сакральная постройка.
Тондо (ит. tondo) – композиция, вписанная в круг.
Тор (лат. torus – тюфяк, постель) – элемент базы ионийской и коринфской колонн, округлый, с выпуклым профилем, лежащий на спире или плинте.
Торевтика (греч. τορευτική) – искусство художественных работ по металлу.
Торквес (лат. torquis, torques – шейная гривна) – см. гривна.
Треножник (греч. τρίπους) – треногая подставка для жертвенного котла; ритуальный предмет, символ оракула Аполлона; согласно легенде, на треножнике в Дельфах восседала пифия-прорицательница.
Триглиф (греч. τρίγλυφον, τρίγλυφος) – плита с тремя вертикальными выступами, разделяющая квадратные плиты-метопы в дорическом фризе
Туника (лат. tunica) – рубашка без рукавов (реже с рукавами), доходящая до икр; одевалась под тогу; часть традиционного римского костюма.
Умбон (лат. umbo – выпуклость, шишка) – округлая выпуклость в середине щита для его усиления и защиты кисти руки.
Фестон (фр. feston) – в прикладном искусстве декоративный элемент в виде зубчатой или волнистой каймы.
Фиала (греч. φυαλή) – плоская чаша для возлияний богам, с выпуклым омфалом по центру.
Фиас (греч. θίασος) – разновидность религиозного сообщества почитателей определенного божества.
Филенка (нем. Füllung – наполнение, филенка двери) – декоративный элемент оформления, вставка в каркасе двери.
Фимиам (греч. θυμίαμα, ион. θυμίημα – фимиам) – благовоние для воскурений.
Фимиатерий (греч. θυμιατήριον) – курильница для благовоний/фимиама.
Флиаки (от греч. φλύαξ – шутка) – у древних греков народные театральные представления комического содержания, особенно распространенные на островах архипелага и на юге Италии.
Франион (греч. θρανίον, уменьш. к θρᾶν – скамейка, стул) – скамейка для ног.
Фриз (фр. frise) – декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты; средняя часть антаблемента, между карнизом и архитравом.
Фронтон (лат. frons – лоб, fronto – широколобый) – треугольное пространство между двумя скатами крыши на фасаде храма.
Хиазм (греч. χιασμός) – крестообразное расположение рук и ног в изображении человеческой фигуры, аналог контрапоста.
Хитон (греч. χιτών; лат. tunica) – у греков несшитая одежда из прямоугольного куска ткани. Скреплялся на плечах застежками-фибулами.
Хламида (греч. χλαμύς; лат. chlamys, chlamyda) – короткий плащ, застегивавшийся пряжкой.
Хтонический культ (от греч. χθών – земля) – культ богов, связанных с производительными силами земли или с подземным миром.
Эгида (греч. αἰγίς, от αἴξ – козья шкура) – козья шкура, символ туч и бури. Атрибут Зевса, Аполлона и Афины.
Эдикула (лат. aedicula – храмик, уменьш. от aedes – здание) – небольшая ниша, увенчанная фронтоном на двух колоннах.
Эйдолон (греч. εἴδωλον – образ, двойник) – астральный двойник человека, дух.
Эмпорий (греч. ἐμπόριον) – торговый пункт, поселение.
Эпистиль (греч. ἐπιστύλιον) – архитрав.
Эпитафия (греч. ἐπιτάφιος) – надгробная речь, надпись.
Эпифания (греч. ἐπιφάνεια) – явление божества.
Эфеб (греч. ἔφηβος) – у греков юноша в возрасте от 18 до 20 лет.
Эхин (греч. ἐχῖνος – еж) – часть капители в форме диска или усеченного конуса.
Vexillum (лат. уменьш. от velum – парус) – штандарт, римское военное знамя в виде четырехугольного куска красной ткани на горизонтальной перекладине, прикрепленной к древку; часто содержало номер и название части, имя императора и т.д.
Составлен О.Ю. Самар и А.В. Агафоновым